|
Интересное
Авангард: до и после (Государственный Русский музей на фестивале «Европалия»)
4 октября 2005 года в Брюсселе (Бельгия) начал работу масштабнейший фестиваль «Европалия». Неологизм «Европалия» родился из двух слов: Европа и opalia (opalia — древнеримский праздник урожая).
Тридцать пять лет назад несколько крупных культурных деятелей учредили фестиваль «Европалия» как платформу для культурных обменов. Задачей ее было познакомить публику с искусством европейских соседей. Фестиваль проходит раз в два года. Нынешний — посвящен России. В этом фестивале примет участие 30 художественных и краеведческих музеев, включая ГРМ и ГТГ, а также российские и зарубежные частные собрания. Бельгийские зрители смогут познакомиться с шедеврами из Самары, Саратова, Казани, Петрозаводска, Нижнего Новгорода и т.д. «Авангард: до и после» — так называется выставка, которую показывает Русский музей в рамках фестиваля бельгийскому зрителю. Построение выставки необычно: это — попытка показать, как рождался авангард внутри российского художественного процесса, из каких корней рос, что его питало. Показать очень сложный и еще не до конца изученный путь русского авангарда, зачатки которого обнаруживаются уже у некоторых художников-реалистов и художников-символистов девятнадцатого века. Самая крупная экспозиция российского авангарда за рубежом включает в себя 436 произведений признанных мастеров, а также фоновые явления и работы менее известных художников. Среди них 245 шедевров из Русского музея. Коллекция авангарда Русского музея достаточно широко известна, но на этой выставке зрителя ждут сюрпризы, ведь в экспозиции будут представлены произведения художников авангарда и из так называемых провинциальных музеев России, которые показываются нечасто, а также работы художников, вообще впервые экспонируемых. Благодаря этому стало возможным представить целостную картину такого многопланового художественного явления, как русский авангард. От реализма девятнадцатого века до реализма тридцатых годов двадцатого века — путь русского авангарда, который на выставке в Брюсселе представлен будет всеми своими гранями. Бельгийские зрители смогут увидеть работы Куинджи, Врубеля, Серова, Рериха, Петрова-Водкина, Малевича, Кандинского, Гончаровой, Шагала, Филонова, Дейнеки, Родченко и многих других. Среди экспонатов выставки живопись, графика, скульптура, работы к театральным постановкам и рукописные футуристические книги, фотография и архитектурные проекты, произведения народного искусства, а также экспонаты под лозунгом "Искусство - в жизнь" 20-х годов ХХ века: плакаты, проекты оформления улиц, предметы декоративно-прикладного искусства, посвященные революционной теме. Русский авангард, оттолкнувшись от опыта новых художественных направлений, обогатил их специфически национальным темпераментом и восприятием мира. Решающее значение для формирования нового художественного языка имело обращение к народному творчеству: традиционным промыслам, искусству лубка, вывески, к эстетике городской и сельской бытовой среды. Прообразом лаконичной, выразительной пластики русского примитивизма и беспредметного искусства стали формы древнерусской иконописи, — вечного эталона художественного произведения, переходящего от поколения к поколению русских мастеров. Художники-новаторы поддержали Октябрьскую революцию, воспринимая переворот в искусстве и в обществе как составляющие единого революционного процесса. В России возникла целая сеть институтов, учреждений и комитетов, изучавших и развивавших новое искусство. Выставка «Авангард: до и после» впервые системно показывает деятельность этих организаций и представляет ряд забытых доселе мастеров, а также отражает бурную экспозиционную деятельность многочисленных творческих группировок. В 20-е годы ХХ века большинство новаторов-экспериментаторов оказались вытесненными с ключевых позиций художественной жизни. Победу в политической борьбе одержали художники реалистических направлений, в частности, представители Ассоциации художников революционной России. На этом этапе творчество последователей авангарда составило альтернативу официальному искусству и ушло на периферию культурной жизни. Оно существовало лишь в камерных или прикладных видах искусства: в книжной иллюстрации, дизайне, сценографии и прикладном искусстве. В годы господства соцреализма интерес к искусству русского авангарда поддерживался только на Западе, где работали многие художники- эмигранты и выросло целое поколение исследователей и почитателей этого явления. В наше время интерес к русскому авангарду пережил второе рождение, благодаря многочисленным выставкам, публикациям, открывшимся архивам, фондам музеев и коллекций. Явление авангарда было теперь осмыслено как полноправная часть мирового культурного наследия и признано «равным среди равных» в контексте модернистской культуры первой половины ХХ века. Наследие этого художественного движения актуально и поныне, продолжая питать творчество современных мастеров всего мира. |
Copyright © 2005. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка и гиперссылка на modern.art-gid.ru обязательна. Поддержка проекта aMori Group - поддержка и продвижение сайтов, интернет-реклама |
|
|