|
Современное искусство
Коллаж в России. ХХ век
22 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Коллаж в России. ХХ век». Экспозиция включает около 400 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства (ткани).
Выставка не иллюстрирует историю коллажа, она предлагает рассмотреть собственную версию развития одного из ярких направлений искусства ХХ века, поскольку именно с техникой коллажа оказались связаны основные пластические проблемы — фактуры и формы, плоскости и пространства, решение которых обеспечило поистине революционные преобразования в изобразительном искусстве прошлого столетия. Но самое важное состоит в том, что коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» сознанию современного человека. Коллаж (collage — склеивание или наклеивание) известен давно, но сначала, как правило, он существовал в виде прикладного технического трюка в рекламе, в открытках, журнальных иллюстрациях, плакатах или в качестве дилетантской игры в домашних альбомах. В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles — бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage — живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих» материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки — все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма. В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа. Общепринятая дата возникновения коллажа в европейском и русском искусстве — 1912 год, год рождения «Натюрморта с плетеным стулом» П. Пикассо, где овальная картина вместо багетной рамы оплетена вокруг золотым кантом, а поверхность мебели «изображена» куском вклеенной клеенки. Но в практике кубистов коллаж был, как правило, дополнительным элементом живописных или графических произведений и не обретал самостоятельного значения. В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы А. Лентулова: панно «Москва» (1913), в котором художник использовал наклейки из бумаги, и «Василий Блаженный» (1913), с наклейками из фольги. В марте 1915 года в Петрограде В. Татлин показал «живописные рельефы» на первой футуристической выставке картин «Трамвай В». Через месяц в Москве на «Выставке живописи» М. Ларионов, А. Моргунов, В. Маяковский использовали настоящие вещи, выводя иллюзорное пространство плоскости картины в реальное. Знаменитые рельефы и угловые контррельефы Татлина появились на футуристической выставке «Магазин» в марте 1916 года. Л. Бруни, И. Клюн, В. Пестель, Л. Попова, С. Дымшиц-Толстая показали на этой выставке рельефы и «пластическую живопись», А. Родченко — коллажи-натюрморты из обоев. Однако еще раньше, в рисунках 1901 и 1904 годов М. Врубель использовал наклейки для создания более объемного образа, а в «Автопортрете» 1905-06 годов вклеил бумажную папиросу. В те же годы И. Ефимов использовал золотую фольгу и цветную бумагу в своих графических произведениях. Коллажная техника стала точкой отсчета для рождения целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ассамбляж, искусство объекта. Например, фотомонтаж конца 1910-х — начала 1920-х годов можно рассматривать как одну из разновидностей коллажа, несмотря на существующие между ними определенные различия. Техника фотомонтажа возникла почти одновременно с самим изобретением фотографии, но в историю большого искусства фотомонтаж попадает несколько позже, чем коллаж. Как подчеркивают многие исследователи, включение фотомонтажа в сферу профессионального искусства во многом было связано с усвоением принципов, разработанных в коллаже. На протяжении века коллаж обрел самостоятельный художественный язык, который, как всякий живой язык, обладал способностью саморазвития. Первоначального жеста приклеивания сегодня уже недостаточно, прежде всего, для самих художников. Коллаж вошел в суть сегодняшнего сознания, в мировосприятие, в способ «поглощения» информации. Образ создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, сопоставления и со-положения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов. Коллаж оказался очень удобным языком для полноты высказывания художников второй половины ХХ века именно благодаря новым представлениям о свойствах художественной формы: ее подвижности, свободы, ее метафоричности, ассоциативной емкости. Именно коллажи привили художникам уважение к предмету как таковому. Но именно коллажи породили парадокс: при «опредмечивании поверхности» произведение в целом часто приобретает беспредметный характер. Проект экспериментальной выставки Русского музея, посвященной искусству коллажа, возник в контексте многолетнего исследования стилистических направлений в отечественном изобразительном искусстве ХХ века. Экспозиция и осуществленная на ее основе книга дают возможность собрать в качестве примеров многочисленные фрагменты, созданные творческими усилиями художников прошлого века, и сложить из них собственную картину. С помощью экспозиционного пространства, состоящего из различных разделов и превращенного в своеобразный аналог коллажа, выставка акцентирует внимание на наиболее значимых в исторической перспективе художественных открытиях в разных видах русского искусства ХХ века «Классический» раздел экспозиции объединяет произведения, в которых доминирует художественный опыт, освоенный изобразительным искусством начала ХХ века. Введение в живописную ткань фрагментов из газет, журналов, географических карт или обрывков старинных кружев иллюстрируют давнюю традицию. Здесь зритель встретится с произведениями К. Малевича, П. Галаджева, Н. Гончаровой, А. Лентулова, А. Куприна, И. Пуни, П. Митурича, В. Волкова, А. Брусиловского и другими. «Подбор материалов» возник в произведениях В. Татлина В. Лебедева, Ю. Васнецова, С. Дымшиц-Тостой. Современные художники продолжают широкий спектр опытов, начало которым было положено в 1920-е годы. Одним из основополагающих понятий пластического искусства является фактура. «Материал — мать фактуры, — писал В. Матвейс. — Каждый вновь появившийся материал может дать новые элементы, из которых составляются новые бесконечные ряды фактур». Коллаж, по существу, являет собой своеобразную «стряпню материалами», поражающую воображение зрителя. Выставка дает возможность познакомиться с разнообразием привлеченных художниками материалов (произведения. В. Духовлинова, А. Кожина, В. Давыдова, А. Гросицкого, В. Орлова и многих других). Раздел, посвященный декупажу, демонстрирует поиски изобразительной формы при помощи искусства вырезания и наклеивания на плоскости. Вырезание ножницами (новым инструментом, приобретшим столь большую популярность в искусстве ХХ века), прославленное О. Розановой и А. Матиссом, привело к возникновению бесчисленного множества оригинальных пластических идей. В этом зале представлены работы А. Крученыха, В. Стерлигова, Г. Зубкова, М. Цэруша и другими. Коллажи из ткани (и на ткани), своего рода «тряпочные картины», в создании которых использованы, с одной стороны, рукодельные материалы, а с другой, самые неожиданные вещи (например полиэтилен), представляют собой совершенно самостоятельные произведения, насыщенные массой не только технических, но и изысканных, художественно-оправданных и замечательно выразительных образных находок (работы С. Азархи, М. Азизян, Н. Эверлинг и другие). Радикальные эксперименты и поиски новых методов формообразования середины 1910-х — начала 1920-х годов стали мощной подпиткой для отечественного искусства 1960-х — и особенно 1990-х годов. Ассамбляжи В. Сидура конца 1960-х — начала 1970-х годов и более поздние по времени (1980-е — начало 1990-х) работы В. Воинова, Д. Каминкера, О. Жогина, Г. Григоряна, А. Митлянской, построены на разных технических способах соединения скульптурного объема, разнородных предметных «останков», обрывков бытовых примет и свидетельств ушедшей жизни. Тем не менее, все эти произведения имеют много общего. Актуальным в современной художественной практике остается и такой тип коллажа, как пространственное конструирование. В последнее время художники много экспериментируют не только с пространством, но и со светом. Этот вид коллажа представлен на выставке подвесными конструкциями И. Говоркова и Г.Молчанова, пространственными композициями М. Александровой, В. Апухтиной, Е. Гора, И. Гринчель, Е. Губановой и других художников, активно использующих в своей работе светотени, свет. Завершают экспозицию новые технологии — компьютерный коллаж, объединенный со своим предтечей, широко известным фотомонтажом, рожденным в авангардных поисках 1920-х годов. В состав выставки включены наиболее знаковые произведения, позволяющие подчеркнуть согласие в принципах коллажного мировосприятия, отличающее творчество мастеров, разделенных десятилетиями (работы группы АЕС, В. Пушницкого, WOKUD и другие). |
Copyright © 2005. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка и гиперссылка на modern.art-gid.ru обязательна. Поддержка проекта aMori Group - поддержка и продвижение сайтов, интернет-реклама |
|
|